Ромбический стирлинг из пробирки
Редакция от 17 ноября, 1998
Оригинальная статья находилась тут:
http://www.geocities.com/~rrice2/my_engines/ttr/ttr.html
(там же можно просмотреть большие фотографии, которые
отсюда не открываются)
Примечания переводчика напечатаны курсивом
Пробирочный ромбический стирлинг (далее ПРС) – это Стирлинг бета-компоновки, горячая часть представляет из себя пробирку из пирекса, а вытеснитель – это трубчатая коробка от сигареты (cigar tube). Сочетание алюминиевого вытеснителя, сделанного из коробки от сигареты и прозрачной пробирки позволяет видеть внутреннее устройство машины, а ромбический привод полностью доступен для наблюдения наверху установки. Было прикольно делать эту машину, запустить её и смотреть на её работу!
Для математически озабоченных, я включил 3 страницы с дизайном ПРС.
Впервые движок был показан на выставке PRIME в сентябре. Если честно, то ПРС не был хитом выставки (низкотемпературный двигатель выиграл конкурс по зрелищности в категории стирлингов), но мы привлекли немалый интерес, особенно со стороны знающих моделистов. Ниже следует несколько фоток и комментариев относительно построения этой машины.
|
Это - связь шестерёнок и ромба в тестовом режиме. Вал вытеснителя - это "пустышка", он используется для получения правильной фазы и для подгона. Можно видеть шариковые подшипники в точках сочленений. Шестерёнки также крутятся на шарикоподшипниках для минимизации трения, которое для маленьких стирлингов – враг №1. |
||
Компоненты ромба перед сборкой |
|||
|
Цилиндр в процессе притирки (?) по размеру и параллельности – это второй критический фактор для успешного изготовления модели Стирлинга. Любое заедание поршня связанного с отлонением от круглой формы поршня или цилиндра – фатально. Др. Сенфт писал о доводке цилиндра в "Live Steam magazine" (октябрь 1979 года, стра 26-29). Притир, который Вы здесь видите, был сделан в моей мастерской и использован и не-embedding (переводы слова - 1. заделка; закладка 2. внедрение; погружение; заглубление 3. вложение, вставка 4. опрессовка 5. пропитка объекта эпоксидной смолой (для приготовления ультратонких срезов образцов в электронной микроскопии) составах для притирки. |
||
|
Здесь Вы видите части ПРС перед сборкой. Верхний модуль с шестерёнками и ромбом, цилиндр с рёбрами, пробирка (которая была обрезана, чтобы соответствовать трубке для сигары) и сама трубка для сигары. Вытеснитель закрыт точёной крышкой, которая с натягом сидит в трубке. Они будут соединены с помощью Loctite (хз, что это) с штоком вытеснителя при сборке машины |
||
|
Пробирка соединена с цилиндром о-образным кольцевым уплотнением, которое поддерживается алюминиевым кольцом. При окончательной сборке, я обнаружил, что одного о-кольца недостаточно для точного выставления трубки, поэтому было добавлено второе о-кольцо. Во время проекирования, мы задавались вопросом – не перегреется ли о-кольцо. На выставке машина запускалась более чем на 30 минут за один запуск, и запуск повторялся несколько раз в день. Никогда пробирка не становилась настолько горячей, чтобы нельзя было коснуться её около рабочего цилиндра, так что о-кольцо не должно отказать. Я оцениваю общее время работы этой машины (на 9 октября) более чем в 30 часов и она работает всё лучше и лучше. |
||
|
Сборка рабочего поршня показана с двух точек. Поршень был выточен из графита, центральное отверстие развёрнуто для (как это будет по русски) хорошего соответствия диаметру штока вытеснителя. Два штока поршня, соединяющие поршень с нижним сочлененем ромба – это (если я правильно понял) хвостовики свёрел диаметром 1/16 дюйма (дюйм=2.54см), нарезанные на 0-80 (не знаю, что это). Верхний конец вкручивается в сочленение ромба и два 1/8 дюймовых латунных гайки (почему в кавычках, слово многозначное вообще-то?) накручены на нишние концы и заглублены в поршень. Это было сделано, потому что зазор между рабочим поршнем и вытеснителем в ромбичекой машине очень мал (около 0,050 дюйма). Если вы посмотрите на увеличенную картинку, Вы увидите 1/8 дюймовые латунные втулки на верхнем конце поршня. При сборке из за Локтидили по месту. |
||
|
Здесь показана первая, пробная сборка, где мы устанавливаем длину штока вытеснителя для обезпечения правильного зазора между рабочим поршнем и вытеснителем. |
||
Здесь у нас сделано плексигласовое основание и мы начинаем окончательную сборку |
|||
|
|||
|
Окончательная сборка была завершена вечером 17 августа
1998 года (дата-то какая!). Успешный запуск длительностью примерно 5
минут был сделан в этот вечер и следующий – на следующее утро. 19 августа, у
нас было 6 прогонов каждый длиннее, чем 15 минут и один – длиннее 30 минут,
так что ПРС показал себя хорошо работающей машиной. Здесь несколько
фотографий машины в остановленном и работающем виде во время этих пусков. |
||
ПРС в покое |
и в работе |
||
со стороны шестерёнок |
ближе |
||
После этих фотографий, мы сделали ещё одно изменение, заменив большой маховик двумя меньшими. Унас начали возникать небольшие удары в штоке (??) (во всяком случае, было такое ощущение) и мы решили, что полностью симметричное расположение должно исправить это. Так и получилось, и данная модификация также улучшила внешний вид машины (во всяком случае, с нашей точки зрения). Следующие фотографии показывают изменённую компоновку.
Сложно описать чувства, которые испытываешь, когда машина, которую ты так долго разрабатывал и строил, наконец, запускается. Я испытал чувство благоговения и т.д., и т.п. Желаем Вам счастливого стирлингизма!
Рой
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из вышеприведённой таблицы, мы начертили путь движения рабочего поршня, B(p) и вытеснителя, А(d). Облать графика над графиком движения вытеснителя даёт горячий объём, а область между графиками – холодный. Хотя в ромбическом приводе движения поршня и вытеснителя не синусоидальны, они подобны между собой. По графику довольно трудно определить точный фазовый угол, но по таблице видно, что он – порядка 60 градусов, при этом вытеснитель идёт впереди рабочего поршня. Из этого рисунка я выяснил, что степень сжатия этой машины оказалась несколько выше чем у обычной машины. Ричард дал своё профессиональное заключение, что она слишком высока и что машина вообще не заработает. По завершении работы, я выяснил, что сжатие действительно велико и машину трудно прокрутить. Но машина при первом тестовом запуске всё же запустилась, причём хорошо. Так что в этом случае теория сошлась с практикой успешно. |
A(d) = положение вытеснителя, B(p) = положение поршня, G = Зазор между поршнем и вытеснителем |
Следующая анимация показывает движение, изображённое на графике |
Рой Райс, Атланта, Июнь 1999 |